п»ї
Advertisement
 
Advertisement
 
 

 <<   Август 2020   >>

ПВСЧПСВ
 

  1

  2

  3

  4

  5

  6

  7

  8

  9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

 
Techies Resources ESL

Паломничество к святыням Беларуси

Впечатления группы паломников из Пскова

О житейском

Белоруссия нам понравилась. Очень. Если точнее, то эта страна вызвала искреннее восхищение, и, хотя наш рассказ будет о паломничестве к православным Святыням Беларуси, нельзя не сказать о ней самой несколько слов. Пытаясь найти какое-то общее определение, характеризующее картину белорусской жизни, которую мы видели и за окном нашего автобуса, и на улицах Минска, Витебска и Полоцка - это соединение прибалтийской аккуратности и русского размаха.

Страна идеально чистая, будто вымытая, и не важно - это центральная улица Минска, или рабочая окраина Витебска. Мы не увидели обшарпанных фасадов и надоедливой рекламы, там нет безчисленных киосков со жвачками и пивом, нет залов игровых автоматов, там улицы широки, а дома развернуты на просторных холмах, там много свободного жизненного пространства, и автомобили ездят по дорогам, кстати, прекрасного качества, а не по тротуарам. Мы не увидели ни одной свалки, ни одного разрисованного цветным спреем фасада - ни одного «матерного слова на заборе». Но мы видели башенные краны: в республике идет жилищное строительство, и много детских колясок.

Увидев Беларусь, мы испытали что-то вроде культурного шока и порадовались за наших соседей. Белорусы всегда отличались трудолюбием, упорством в достижении цели, честностью и прямотой, и очень хочется верить, что эта страна и ее народ будут процветать, благодаря этим качествам.

О Минске

Минск

В паломничество по маршруту Минск - Полоцк - Витебск мы отправлялись с Епархиальной Паломнической службой в ночь на 8 апреля. Автобус был полон, почти пятьдесят человек, и добрая половина паломников – молодежь. Сотрудники службы предоставили паломникам конверт с картой маршрута, программой, информацией о Святынях, к которым направляемся. Сопровождал паломников руководитель паломнической службы Епархии настоятель храма Апостола Иоанна Богослова священник Андрей Таскаев.

Первое потрясение было чисто визуальным, когда мы увидели весенний Минск, идеально чистый город, реку Свислочь, водохранилища, множество маленьких и больших парков, широкие проспекты и улицы. Городу почти десять веков, живут в нем 1 млн. 700 тысяч жителей (вся Беларусь – 10 млн.).

Началось наше паломничество с главного храма Белоруссии Свято-Духова Кафедрального Собора, кафедры Экзарха Белоруссии Митрополита Филарета. Здание Собора было построено как католический храм монастыря бернардинок в XVII веке, но раннее на этом месте был православный монастырь свв. Космы и Дамиана. История Беларуси – это сложная история взаимоотношений с католицизмом, которая продолжается и доныне, о чем свидетельствует наличие католических храмов в стране. На протяжении XVIII -XIX веков Свято – Духов Собор перестраивался, и нынешняя его архитектура является результатом этих перестроек.

В 1860 году храм был обращен в православную церковь в честь свв. Кирилла и Мефодия и предназначался для студентов Минской Духовной семинарии, позже при нем был открыт православный мужской монастырь. С 1870 года по постановлению Священного Синода монастырь стал именоваться Свято – Духовым, а освящение главного монастырского храма в честь Сошествия Святаго Духа было совершено 22 октября 1870 года. В 1918 году монастырь был закрыт и Богослужения прекращены, но в 1943 году Собор был вновь освящен и Литургическая жизнь восстановлена.

Рядом с Собором течет река Свислочь, по которой, как рассказывает предание, более пятисот лет назад пришла из Киева по Днепру и Березине в Минск икона Божией Матери (Минская). Ныне эта чудотворная икона находится в Свято – Духовом Соборе, и мы могли приложиться к Святыне.

Сам храм оставил впечатление «роскошной строгости», как потом оказалось, интерьеры белорусских храмов, вновь ли построенные или старые, сохраняют византийскую традицию, как в архитектуре, так и в храмовой росписи и иконописи, часто используется смальта. В белорусских церквях иконы обычно большого размера, маленьких «неказистых» икон там нет. В Свято – Духовом Соборе покоятся и Святые мощи св. Княгини Софии Слуцкой.

МинскСвятая София, последняя из древнего рода Олельковичей, оставшаяся еще в отрочестве сиротой, была своими опекунами выдана замуж за католика князя Януша Радзивилла. Она согласилась на брак, поставив условием, что муж не будет принуждать ни ее, ни ее православных подданых к измене своей вере. После того, как на Православную Церковь обрушились гонения в связи с печально памятной Брестской Унией, святая София превратила свое Слуцкое княжество в оплот Православия. Ее муж исходатайствовал у польского короля грамоту, подтверждавшую неприкосновенность «старорусской веры» в их владениях, и эту грамоту подтверждали впоследствии все Радзивиллы: «Церкви, архимандриты, игумены, монастыри и братства в княжестве Слуцком и других моих владениях на вечные времена, неприкосновенно, без всякой перемены должны быть сохраняемы в совершенной свободе своего богослужения под вышеозначенным Константинопольским благословением и во всех своих обычаях и обрядах церковных». В браке княгиня была счастлива, но умерла в родах 26 лет (1612 г.).

В Белоруссии ее очень любят, она была оплотом Православия в окатоличенной стране. Святые нетленные мощи защитницы Святой Церкви ныне почивают в Кафедральном Свято-Духовом соборе Минска.

В Минске много храмов строится заново, и, проехав по городу, мы в этом убедились. На месте, которое называлось в древнем Минске Крупцы, где когда – то было явление иконы Божией Матери, сейчас Покровский храм, нижняя церковь которого освящена в честь новомучеников и исповедников. Здесь почитается чудотворная икона Крупецкая. Рядом Святой источник, минчане приходят сюда и берут воду, мы тоже попили Святой белорусской водицы.

Потом проехали по минским улицам к Свято–Елизаветинской обители, женскому монастырю, который строится заново с 1999 года. И уже стоият храмы освященные в честь Преподобной Великой княгини Елисаветы с нижней церковью Святителя Николая, и тут же рядом большой храм иконы Державной Божией Матери.

Рассказ о истории монастыря потряс чудесами, и какой – то тихой струящейся любовью монахини Анфисы, с которой она рассказала нам короткую историю строящейся обители. Рассказала о том, как однажды приехали наши белорусы на остров Залит к батюшке, посоветоваться: решили строить монастырь. Отец Андрей Лемешенок почти двадцать лет окормлялся у нашего старца залитского, отца Николая Гурьянова, кстати, священник Андрей Лемешонок награжден премией Президента Беларуси за вклад в духовное развитие народа. И вот, понимая, как это трудно поднимать монастырь и почти безумно, священник вместе с монахинями решил просить благословения у старца. Монахиня Анфиса рассказывает, как плыли на лодках монахини в белых одеждах вместе со своим батюшкой, а на берегу уже встречал их радостный отец Николай, который и знать не знал, что спешат к нему за советом, но встречать вышел – ждал. Он и благословил быть Свято–Елисаветинской обители в Минске и сделал первый взнос – пять рублей, сказав при этом: «Остальное народ доложит».

Минск«Вы знаете, - говорила матушка Анфиса, - ничего не строится без соделания души Господом, если Он берет твою душу в свои руки, то и все остальное получается. То, что мы смогли построить за шесть лет – это Божье чудо. Мы все время просим Святителя Николая, он наш любимый Святой, и уже надоели ему своими просьбами о помощи, но он нам никогда не отказывает. Помним мы благословение батюшки Николая: когда вернулись с острова: отправили в мир наших сестер со «карабоночками». Везде они были и на улицах, и в магазинах, и в институтах, и на заводах: и собирали не жертвочку, а души людские. Нет у нас спонсоров, народ давал нам на монастырь, людская копеечка текла».

Минская Елисаветинская обитель приняла эстафету сестер Марфо–Мариинской общины и ее руководительницы Преподобной Елисаветы (Елисаветы Феодоровны), которые служили в больницах и помогали болящим. Сейчас в монастыре 300 сестер, 60 монахинь, и их служение проходит в психо – неврологическом республиканском диспансере, который находится рядом с обителью, и где 2000 страждущих пациентов. Есть там и интернаты для взрослых и детей, где тоже служат сестры.

Сестричество – их монашеский труд, их послушание. Когда мы вошли в обитель, то в храме Преподобной Елисаветы шло соборование, соборовались более четырех сот человек, и было не войти. Показала нам матушка Анфиса почти построенный храм в честь иконы Божией Матери Державная, который впечатлил своими размерами, мастерством отделки, и сверкающими иконами из смальты.

У монастыря есть подворье, на котором построен храм в честь иконы Неупиваемая Чаша, и там монастырские врачуют тех, кто не поместился в этой жизни: одиноких онкобольных, бомжиков, пьющих несчастных людей. Есть в монастыре своя иконописная мастерская, мастерская камня, пасека, огромные огороды, теплицы, а когда пахали брошенную землю, то даже знаменитые белорусские трактора ломались. И сейчас председатели колхозов просят сестер: возьмите землю, пропадет.

Мы покидали Минск с ликующим сердцем: Православие живо, оно греет и врачует, радость дает неизбывную. А батюшка Алексий в Свято – Духовом Соборе открыл для нас ковчег чудотворной иконы Божией Матери Минская и мощи св. Софии Слуцкой, псковские паломники с отцом Андреем пропели величание и благоговейно приложились к Святыням. И все время хотелось сказать вслух: Христос Воскресе!

О Спасо–Евфросиниевском монастыре в Полоцке

Полоцк

После Минска наше паломничество продолжилось в Спасо–Евфросиниевском монастыре города Полоцка, в Полоцкой епархии. Приехали на вечернюю службу, а они в монастырях долгие. Служба шла в Крестовоздвиженском монастырском храме, в котором хранятся восьмикилограммовые вериги Преподобной Евфросинии Полоцкой, первой игуменьи русской: Всероссийская полоцкая дево! И если Праведная София Слуцкая – местночтимая Святая, то Преподобная Евфросиния – Святая Русской Православной Церкви.

В Древней Руси существовали и укреплялись теснейшие родовые связи между княжествами, что давало гарантию добрососедства и мира. Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, в миру Предислава, была правнучкой в пятом поколении Святого Равноапостольного князя Владимира и дочерью князя Полоцкого Георгия Всеславича. С детских лет княжна была обучена чтению Псалтири и Священного Писания.

Ее отличали красота, целомудренность и горение в вере. Многие князья просили руки Предиславы, но она пожелала в 12 лет принять постриг, и была пострижена в иноческий чин с именем Евфросиния. Преподобная занималась переписыванием Священных книг, а плату за работу раздавала нищим. В сонном видении ей однажды явился Ангел Господень и внушил основать обитель недалеко от Полоцка.

В 1125 году рядом с Преображенским храмом была основана св. Евфросинией обитель, отправляясь туда, Преподобная взяла только книги – «все мое имение». При монастыре ею была основана школа, а в 1161 году воздвигнут храм во имя Спасителя, а в храме келья игуменьи в форме креста. Зная силу ее молитвы, многие приходили к ней за духовной помощью и обретали ее. На склоне лет Преподобная Евфросиния, предчувствуя скорую кончину, пожелала поклониться Живоносному Гробу Господню, и вместе с сестрой Евпраксией и племянником Давидом пешком отправилась через Константинополь в Святую Землю.

Поклонившись Гробу Господа нашего Иисуса Христа, приняла мирную кончину в русском монастыре в честь Пресвятой Богородицы 23 мая в 1173 году. Когда Иерусалим был завоеван султаном Саладином, он потребовал от христиан покинуть город, предварительно выкупив свою жизнь, и монахи русского монастыря взяли на родину Святые мощи русской княжны, в Киево-Печерскую Лавру, а в 1910 году торжественно они были перенесены в Полоцк, в основанный ею монастырь. В XVI веке польский король Стефан Баторий отдал монастырь католическому ордену иезуитов, и только в 1832 году обитель была возвращена православным.

ПолоцкВ 1928 году монастырь был закрыт богоборческой властью, но в период немецкой оккупации он возобновил свою деятельность, потом вновь был закрыт в пятидесятые годы, и в 1990 Спасо–Евфросиниевский монастырь был возобновлен. Ныне здесь около 70 насельниц. Крестовоздвиженский Собор, где мы молились и вечером по приезде, и утром на Литургии построен в начале XIX столетия. Спасо–Преображенский Собор, соименный Собору Мирожского монастыря в Пскове построен, как и псковский монастырский храм – в XII столетии. В Соборе покоятся Святые мощи Преподобной игуменьи Евфросинии, к которым мы приложились после акафиста Святой. Его традиционно служат в храме ранним утром.

Невольно сравниваешь наши паломничества с паломничеством Преподобной Евфросинии в Святую землю, куда она шла пешком, через Константинополь. Вроде и вера Православная только крепла, а мудрая игуменья отправляется к Гробу Господню на поклонение, без всякого сомнения и боязни.

В белорусском паломничестве происходило постоянное общение с нашим батюшкой, отцом Андреем. Особенность паломнических групп состоит в том, что собираются вместе не только люди разного возраста, но и находящиеся на разных отрезках пути к Богу: кто – то начинает, кто – то уже уверенно идет. И отец Андрей, предвидя возможные проблемы общения или простого непонимания увиденного, тут же вразумляет, будто слышит наши слабые мысли: «Время летит, говорит батюшка, - и пройдет оно очень быстро, а к смерти, как говорят Святые, нужно готовиться, начиная от рождения, потому что не знаем, когда умрем и будем давать ответ перед Богом, поэтому любое время надо употреблять на службу Богу и не забывать Его.

Как священник, я вам обещаю, что вы этот путь оцените, спустя несколько дней, месяцев, но оцените эту благодать, сейчас на вас сошедшую и дотронувшуюся до вашего сердца. И это будет огромная помощь в вашей жизни и дальше. И не забывайте, что вы нашли еще двух своих друзей перед престолом Божиим - это княгини София Слуцкая и Преподобная Евфросиния.

Они теперь тоже наши предстательницы перед престолом Божиим и будут за нас молиться всю нашу жизнь, а вы поклоняйтесь им особенно, с особым придыханием: «Святая Преподобная княгиня Евфросиния, Святая княгиня София молите Бога обо мне. Я ведь вам (молился)молилась, прикладывалась к вашим Святым мощам…» Они - то нас всегда будут помнить, это нам надо о них не забывать. Надо не сидеть дома, а ездить, чтобы участвовать в паломничестве, а паломничество это тоже Богослужение». В Спасо–Евфросиниевским монастыре почти все мы причастились Святых Христовых Тайн.

О Витебске

Витебск

Во второй день нашего паломничества после Полоцка, который едва увидели, время ограничено, отправились в Витебск. Пока едешь, размышляешь об увиденном, и все чаще приходят мысли, что белорусы и русские не столько один этнос, сколько по духу братья, по православному духу. Интересно, что в церковных лавках храмов Беларуи, где мы побывали, стоят книги наших псковских старцев отца Иоанна Крестьянкина и отца Николая Гурьянова. Витебск, если можно так сказать, город более либеральный, здесь уже и реклама уличная появилась, и пестроты побольше, много, как и в Минске работающих предприятий: ковровая фабрика, телевизионный завод, трикотажное производство, хорошо известное и псковичам. Население города – 350 тысяч, как и в Минске, здесь многие храмы строятся заново, их более десяти, шесть будущих храмов еще в документации, какие – то храмы восстанавливаются.

На Благовещение, в Благовещенском храме Митрополитом Филаретом были освящены фрески, расписанные современными иконописцами – мастерами. В храме икона Божий Матери Оршанская.

В Соборе находится икона новомученика страстотерпца императора Николая Романова. Настоятель нам рассказал, что, когда икона была написана, батюшка сделал для нее временный фанерный ковчежец, и однажды во время Литургии икона упала, и ковчежец поломался. Снова сколотили фанерку, опять поставили иконку. И так повторялось это падение с треском еще дважды, пока ковчежец совершенно не разломался, и когда внимательно посмотрели фанеру, то оказалось, на ней были отпечатаны ленинские лозунги, палача Императора Российского, новомученика.

Рядом с храмом новая колокольня на земле в кованых решетках 11 колоколов. Звонарь по нашей просьбе устроил маленький благовест, радостный и веселый, и все невольно заулыбались. Восстанавливается, взорванный в 1937 году, Успенский собор. Есть в Витебске храм св. Александра Невского, его женой была дочь белорусского князя Брячислава, Ольгинский храм. В большом микрорайоне на холме стоит деревянный храм Апостола Андрея Первозванного, построенный за 21 день.

При храме работает Воскресная школа, есть сестричество. А при храме св. Георгия Победоносца, перестроенного из Пожарного депо, кормят неимущих, безпризорных детей. Как мы заметили, город отдает под храмы не самые красивые и, нуждающиеся в ремонте здания, и, Слава Богу, православные берут такие дома и строят из них церкви. При каждой церкви есть Воскресная школа и трапезная для нуждающихся, каждый храм кого – то кормит. Создается в Витебской епархии, Архипастырь которой Архиепископ Димитрий, Богородичный центр из старой закрытой больницы, где будет странноприимный дом, сестричество.

Были мы в Свято – Покровском кафедральном Соборе Витебска, в котором в советские времена располагалась женская тюрьма.

Во время войны Собор был разрушен, сейчас он восстановлен и здесь мы увидели еще одну «белорусскую» икону Божией Матери – Борколабовскую, о которой сохраняется следующее предание: В 1659 году Пожарский вез из Польши икону Божией Матери, и в местечке Борколабово близ Быхова, что возле Иоаннопредтеченского монастыря, обоз встал, и никакие усилия князя не могли стронуть его с места, пока он не понял, что икону надо оставить в этом монастыре. Этот образ Божией Матери прославился чудесами, но наибольшее чудо в том, что образ пережил все войны и все гонения на религию, включая чудовищные гонения XX века, когда в окрестностях не осталось практически ни одного действующего храма. И доныне это один из почитаемых образов Божией Матери в Восточной Беларуси, хранится в том же монастыре.

Витебск Потом ехали мы по заводской территории города, названной народом Марковщина, по имени старого монастыря, бывшего здесь. Ныне тут корпуса Шелкового комбината, и среди заводских цехов возрождается Свято – Троицкий Марков монастырь, вход в который очень был похож на обыкновенную заводскую проходную.

Несколько лет назад стали восстанавливать монастырский храм иконы Казанской Божией Матери, а первый монастырский храм был построен неким монахом Марком, к которому стала стекаться братия, так и возник Марков монастырь. Завод отдал монастырю пятиэтажный корпус, где сейчас располагаются мастерские монастыря, Воскресная школа. Настоятель монастыря приглашал бездомных поработать за жилье и кормление, но желающих, правда, не нашлось.

В нашем паломничестве к Святыням Беларуси было много такого, что нас потрясло, собственно, все путешествие вызывало сильные эмоции. Но Святой источник св. Параскевы, которому почти пятьсот лет, среди заводских труб и железной дороги, был как чудо, открываешь дверь – а перед тобой бассейн Святой воды, окунаешься - благодатной радости нет предела.

А рядом домишко из белого кирпича, перестроенный в храм в честь новомученика Архиепископа Фаддея, которого большевики утопили в выгребной яме, но когда Владыку народ православный выносил, его тело благоухало фимиамом. Вот так на рабочей окраине Витебска располагаются такие Святыни: выйди из дома окунись, приди в храм – помолись. Истинно Господь сейчас изливает благодать всем православным, только посмотри в Его сторону, Он Щедр: приходите и берите даром. Устраивал храм и источник настоятель отец Илия.

Надо сказать, что батюшки в Белоруссии похожи друг на друга: невысокие, светловолосые, сухопарые, какие–то очень трогательные в своей вере и желании нам помочь, как можно больше увидеть и узнать, полюбить Белоруссию.

Наша православная экскурсовод Раиса Васильевна рассказала об известном в Беларуси старце Антонии (Дрозд), ныне иеромонахе Аароне, который был рукоположен в сан в 1943 году, ему сейчас 87 лет. Несколько лет назад произошел такой случай: в местечке Яновичи под Витебском во время войны шли тяжелые бои, и много наших солдат там полегло и похоронены. И вот кто – то начал на этих Яновических полях вызывать души усопших, стали народу деревенскому являться души убиенных, их вся деревня видела, поднялся такой ужас, что даже священники не шли и по благословению Архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия пошел отчитывать митрофорный протоиерей Антоний Дрозд. Сделал отчитку в селе, и по его молитвам стало тихо. С тех пор души умерших никто не вызывает.

После источника, с внутренним ликованием от холодной обжигающей воды св. Параскевы, мы отправились на трапезу на подворье Афонского монастыря, где нас на дальнюю дорогу кормили чудесным постным ужином. И матушки прощально махали вслед нашему автобусу: до встречи. И как не вернуться сюда, в родную землю, которая не стала чужой после разрыва СССР?

О паломниках и паломничестве

В нашей группе были дети, самый маленький - шестилетний Женя. Он сразу обращал на себя внимание: ребенок стоически переносил длинные Богослужения, сам носил тяжелые сумки и не доставлял никаких хлопот. Когда мы поинтересовались у него, кто такого хорошего мальчишку вырастил, Женя скромно ответил: сам. И не соврал: Женя сирота, папа умер, а мама мальчика лишена родительских прав.

Лариса Григорьевна - опекун Жени и новая мама ищет для мальчика что – то вроде школы при монастыре, очень боится, что Женя повторит судьбу своих родителей. Но таких школ у нас нет. Спасо–Евфросиниевский монастырь в шестилетней жизни Жени был уже седьмым в его очередном паломничестве. Мальчику очень понравилось там, «где звездочки», в Свято–Елизаветинском монастыре.

Лариса Григорьевна, 50 лет, Дом детского творчества, Пыталово:

«Женя - мальчик мужественный, его укачивает в автобусе, но он терпит. Меня тоже поразил Свято-Елизаветинский строящийся монастырь, но оставил впечатлений больше Евфросиниевский. Сама я из Белоруссии, прожила здесь 35 лет, в Евфросиниевском монастыре впервые, как–то не получалось раньше, да его и не было в советское время, так что приехала уже из России. Впечатления самые лучшие. Постоянно паломничаю, что связано с моей работой, и сама езжу, Женя обычно вместе со мной. Люблю бывать в монастырях, хочется радоваться, и, действительно, очень радостно. Наших учеников стараюсь возить по Святым местам, считаю, надо совмещать, детский туризм и паломничество».

Ирина, 22 года:

«Я родом из Белоруссии и для меня эта поездка была желанной, я к ней готовилась: прочитала Житие Евфросинии Полоцкой. Минск оказался каким – то большим, красивым, строится много. Сама Белоруссия мне больше нравится, чем Россия, это все – таки моя родина, но, с другой стороны, хорошо там, где нас нет. Это не первое мое паломничество. Сейчас больше паломничаю, средства появились, время, чтобы ездить. Я с детства верующий человек, но глубже стала интересоваться года три назад. Службы в монастырях поначалу, возможно, и утомительные, они достаточно продолжительны, но потом появляется второе дыхание, и выходишь окрыленным, есть силы на всю дальнейшую жизнь, на мир».

Денис, 28 лет, военный летчик:

«Любому православному человеку, когда читаешь и знаешь о жизни белорусских Святых, когда заочно уже их любишь, хочется съездить и поклониться им, помолиться. На Руси издавна, как было принято Православие, люди странствовали по Божиим местам. А полоцкие князья, спустя сто лет после Крещения, уже ходили с записками в Иерусалим для поминания наших Святых. Одной из первых в Святую Землю паломничала Евфросиния Полоцкая. Конечно, в подобные путешествия, в первую очередь ведет вера. Я впервые в таком паломничестве и самые сильные мои впечатления, что мы не только из одного государства с белорусами, но мы одной веры и традиции.
Мне хотелось посмотреть, какой здесь уровень Православия, и очень рад увиденному, а верующих в храмах столько же, сколько и у нас в Пскове. Потрясает размах храмового, монастырского строительства. Свято-Елизаветинский монастырь за несколько лет построен вновь, восстановлена Евфросиниевская обитель. Когда ехали, смотрели вокруг, видна забота государства, заметно, что и сам народ себя уважает. Посмотрите, Евфросиния Полоцкая и София Слуцкая - эти две княгини, были люди не самые простые, а богатые и знатные. К сожалению, о наших нынешних верхах общества такого сказать нельзя, о таком горении в вере. А раньше заступниками веры Православной были самые первые люди в обществе».

Юля, 29 лет, сотрудник паломнической службы «Вертоград»:

«Это мое первое паломничество за рубежи нашей Родины. Минск поражает своей красотой, пространством, здесь можно дышать и ты чувствуешь себя свободно: ты живешь под небом. Но если по ощущениям сравнивать, то наши псковские Святыни древнее, и Псков у нас более намоленный. Поразило, что между нами глубокие исторические связи псковской земли и белорусской: между Минском, Полоцком и Псковом. Женой святого Александра Невского была полоцкая княжна, дочь князя Брячислава. Новая Свято-Елисаветинская обитель оставила огромное впечатление, ее монашенки – это чудо, утешение и радость. Мир и покой в душе – вот, что я могу сказать о нашем паломничестве в Белоруссию».

Памятник матери

А ведь Беларусь, мы стали забывать, очень пострадала во время фашистской оккупации. Белорусское население активно не приняло немецкую власть, и немцы мстили белорусам, сжигая села и деревни, да и от боевых действий войск Белоруссия была практически разрушена. Но Белоруссия, как нам показалось, сейчас возрождается гораздо мощнее, чем в советский период. Видимо, это связано со строительством храмов и возобновлением полноценной Литургической жизни в стране, а еще покровительством Святых угодников и праведников, покровительством Божией Матери, лик Которой в белорусских храмах особенный – Она смотрит на нас с какой-то строгой любовью.

Мы покидали Беларусь, но мы будем скучать по белорусскому твердому говорку, по милым и понятным белорусским названиям: бульбяная, пошта, гасциница.

В автобусе продолжился разговор, хотя возвращались в Псков уже ночью, но слушали голос отца Андрея: «Церковь – это не столько храм, сколько мир верующих людей. В паломничестве Церковь земная, воинствующая и торжествующая, небесная соединяются особенно зримо. Воинствующая Церковь потому, что борется на земле против греха и диавола. В паломничестве надо молиться, говорить о Боге, отдаваться Богу полностью 24 часа, а это серьезный труд, и я не сомневаюсь, что мы будем вознаграждены, пусть это и не сразу почувствуем.

Надеюсь, что все Святые, которым мы молились на этой земле, к чьим мощам прикладывались, будут молится за нас перед престолом Божиим. Как те Апостолы, которые защищали хананейку перед Господом, тоже скажут: «Господи, вопиют к тебе сорок четыре человека, ответь им, обрати на них внимание». И я уверен, что Господь откликнится, только Он касается сердца человеческого очень аккуратно, не нарушая нашей воли, поэтому мы не сразу чувствуем в себе резкие перемены. Явных чудесных проявлений нет, на нас не сходит нимб, мы не начинаем светиться, но Господь через благодать, которую нам дает вдруг, не искушая нас не вводит в гордость.

Он нас бережет, переживает, что мы можем возгордиться и возомнить о себе. И потеряем все, что собрали в нашей паломнической молитве. Поэтому Он меняет нашу природу незаметно для нас самих. Как говорят Святые отцы, мы только тогда заметим, что мы были изменены, когда согрешим, когда опять в лужу греха упадем, тогда почувствуем разницу, как нам, оказывается, было уже хорошо и легко, и, как вдруг тяжело, мерзко и противно опять находиться в том состоянии, в котором мы были».

Паломничество длилось всего два дня, но каждый для себя после этой поездки поймет что-то главное и нужное, многих это изменит. Одна юная паломница сказала нам: «Я уже сейчас нашла ответы на многие вопросы, но больше всего меня поразили все вы. Отец Андрей, когда мы сели в автобус, сказал, что мы должны стать одной семьей, я еще подумала, что люди очень разные, едут много молодежи, дети, старшие. Но мы помогали друг другу, меня поддерживали добрые глаза, и я понимала, что есть люди, готовые помочь в любую минуту, поддержать. Спасибо вам всем».

Источник: pskov-eparhia

 
< Пред.   След. >
 
   
Advertisement